15 мая, в день рождения одного их наиболее выдающихся монархов-просветителей эпохи Чосон, короля Сечжона, южнокорейские педагоги отмечают свой профессиональный праздник – День учителя.
По традиции, в этот день школьники и их родители выражают свою благодарность и уважение преподавателям, преподнося им подарки. В последнее время, правда, праздник этот перестал быть радостным событием для корейских педагогов. Раздается немало критических высказываний по поводу того, что он уже давно потерял свой первоначальный смысл и превратился в формальность. Немало учителей и родителей учеников выступают за перенос даты праздника или его отмену.
«В прошлом году в День учителя мы предложили школьникам вместо того, чтобы дарить подарки преподавателям написать им благодарственные письма, — говорит г-н Ким, работающий в одной из сеульских школ третьей ступени. – Так вот, в моем классе из 35 учеников 15 положили в конверты чистые листы. В последнее время престиж государственных школ падает, и школьного учителя уважают гораздо меньше, чем, скажем, репетитора.
Поэтому, когда в День учителя получаешь от своих учеников подарки, то испытываешь не столько радость, сколько грусть. Лучше б уж вообще не было этого праздника», — говорит г-н Ким.
А вот что думает о Дне учителя мать одного из учеников другой сеульской школы третьей ступени. «Если родители не «отблагодарят» классного руководителя в День учителя, то их чадо вполне может впасть в немилость на весь учебный год. Я считаю, что было бы правильнее перенести этот день на конец февраля».
Дело в том, что учебный год в корейских школах начинается 2 марта (а не 1 сентября, как, скажем, в России) и официально заканчивается в конце февраля. Классные руководители в корейских школах меняются каждый год. Поэтому сейчас, когда День учителя приходится на самый разгар учебного года, «невнимание» родителей к классному руководителю может привести к тому, что их сын или дочь на целый год окажется в числе нелюбимых учеников. А если праздник перенести на конец февраля, то тут уже родители, если посчитают нужным, смогут «со спокойной душой» отблагодарить классного руководителя.
В преддверии профессионального праздника корейских педагогов аналитическое агентство «Медиа рисерч» провело опрос, участниками которого стали 500 человек – школьные преподаватели, ученики и их родители. Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить их отношение к Дню учителя. Согласно результатам этого опроса, более 65% родителей и 43% преподавателей выступают за то, чтобы перенести праздник на конец февраля.
Всего лишь 3% школьных преподавателей и полпроцента родителей с предвкушением ожидают День учителя. С другой стороны почти половина опрошенных корейских педагогов (48%) и родителей школьников (49%) заявили, что считают праздник слишком «обременительным». А 15% родителей и 12% преподавателей, принявших участие в опросе, вообще выступают за отмену этого праздника.
Что касается причин, по которым респонденты назвали День учителя «обременительным» праздником, то тут большинство родителей не устраивает то, что в этот день нужно дарить подарки учителям, а педагогов – то, что такие подарки надо принимать. Большинство респондентов также выступают за то, чтобы в День учителя в школах не проводились занятия или чтобы этот праздник вообще стал официальным выходным днем. По всей видимости, участники опроса считают, что если День учителя будет выходным днем, то это избавит педагогов и родителей учеников от необходимости ставить друг друга в «неловкое положение».
Как ни грустно говорить об этом, но южнокорейские школьники испытывают в последние годы все меньше и меньше уважения к своим преподавателям. Об этом говорят данные ёще одного опроса, проведенного в апреле этого года Федерацией учебных заведений Кореи. Сотрудники Федерации опросили 3228 учащихся средних и старших классов корейских школ по всей стране.
Почти половина опрошенных школьников (46,6%) заявила, что по сравнению с прошлыми годами стала с меньшим уважением относиться к своим учителям. Каждый второй участник опроса также считает, что социальный статус учителей за последние годы заметно понизился. Причиной тому, по мнению респондентов, является падение авторитета учителя в глазах как самих школьников, так и их родителей, непродуманная политика корейского правительства в области образования, и низкая квалификация самих педагогов.
Самыми нелюбимыми учителями у корейских школьников являются те, которые предвзято относятся к ученикам и заводят себе в классе любимчиков. Не любят корейские школьники и тех преподавателей, которые часто превышают свои полномочия, не обладают необходимыми способностями и не отличаются последовательностью в своих действиях.
Почти половина опрошенных школьников заявила, что большое влияние на их отношение к учителям оказали критические и неуважительные высказывания их родителей и окружающих.
Еще одна из проблем в отношениях между учителями и учениками – это продолжающаяся практика телесных наказаний в школах. Впрочем, она, в сравнении с вышеперечисленными, не так остра. Любопытно, что 85% корейских школьников средних и старших классов, опрошенных Федерацией учебных заведений Кореи, считают телесные наказания в школах по-прежнему необходимыми.